Мы стоим у аллеи вязов в Пулковском парке, но вместо тенистого коридора видим печальное зрелище: сухие стволы и редкие молодые побеги. Сегодня само его существование оказалось под угрозой.
«Видите этот труп дерева? — спрашивает местная активистка стуча по высохшему стволу. — Это последний из аллеи. Остальные погибли от графиоза, грибкового заболевания вязов. А вместо новых посадок нам обещают фонтан с патриотическими песнями».
«А чем плох фонтан?» - удивляюсь.
«Во-первых, здесь рядом 6 полос Московского шоссе, 8 полос Пулковского шоссе. И шумно здесь ужасно. Особенно, когда зелени нет, трава не глушит ничего. Очень шумно. И если здесь начнут ещё песни орать, то мама не горюй. О тихом отдыхе можно будет забыть».
Формально Пулковский парк — зеленые насаждения общего пользования (ЗНОП) городского значения, что должно защищать от застройки. Его обслуживает Комитет по благоустройству. Но в 2020 году здесь появился спортивный комплекс и вырос синий забор вокруг стройплощадки нового гимнастического зала.
Кроме того, обнаружилось, что этот участок «случайно» не включили в границы охраняемой территории
«Они сначала отрезали кусок парка от охраняемой зоны, а потом говорят: ой, какая незадача, оказывается, тут можно строить!» — с сарказмом объясняет активист. «Но всем же понятно, что немножечко отрезали на такой вот случай, если придет какой-нибудь инвестор», - отмечает он.
Второй участок – полоска зелени вдоль оживленных магистралей – тоже формально не имеет статуса ЗНОПа. Люди десятилетиями считали его частью парка, но выяснилось: и здесь можно строить. Именно тут развернулось строительство гимнастического зала для девочек Московского района. Казалось бы, благое дело? Но цена – вырубка взрослых деревьев в любимом сквере. Компенсировать вырубку, конечно же, никто не собирается.
«В парке провели рейд и выяснили: из более чем 100 посаженных ив прижилось десяток, — показывает фотографии активистка. — Остальные вот такие сухие столбики. И это при том, что ива — одно из самых живучих растений! «Благоустроители» срезают весь плодородный слой, выкладывают его на свалку, завозят новую землю с борщевиком и делают то же самое, что и было, только еще хуже. Но за миллиард рублей!»
Тем не менее, в парк еще прилетает краснокнижная сова, живут водоплавающие птицы. Но вместо защиты природы чиновники планируют фонтан с патриотическими песнями, который дополнит и без того оглушительный шум от Московского шоссе, и освоение миллиарда рублей на «озеленение», которое убьёт последние островки дикой природы.
«Мы проводили опрос: 86% жителей за тихий зелёный парк, — вздыхает местная жительница. — Но кому интересно мнение тех, кто здесь живёт? Выкашивание под ноль уничтожает среду обитания насекомых и птиц, лишает город естественной "губки" во время ливней и защиты от жары и шума. А ведь чем больше разнотравья, тем лучше...»
Статистика выживаемости растений удручает. Это цифры, которые стыдно показывать.
Ивы: посажено 127 - прижилось 12 (и те растут от корня, верхушки засохли)
Клёны: 5 саженцев - осталось 2
Осины: 9 - выжило 1 дерево + 2 побега
«Они даже не поливают посадки! В Москве на гектар тратят в пять раз меньше, а зелени в разы больше, - возмущается местная активистка. - В московских правилах написано так: высота травы в городе должна быть естественная для данного вида растения и только для перекрестка и пешеходных переходов не выше 60-80 сантиметров».
Жители Московского района объединились в попечительский совет, создали группу в социальных сетях и пишут письма, требуя исключить парки из программ «благоустройства». Они организуют субботники: выкапывают борщевик (который только толще становится от покоса, его надо убирать с корнями), убирают мусор и отстаивают луговые газоны.
Благодаря активности жителей «благоустройство» отложили до 2026 года. Но и помимо этого в парке хватает проблем. Недостаточные компенсационные посадки, отсутствие ухода за ними, обманом узаконенные постройки в парке…
Чего стоит одна незаконная парковка, на которую властям все равно — у храма посреди парка стоит ряд сияющих на солнце машин, которые ездят прямо по газонам.
«Каждый день мы находим новые нарушения, — говорит активист. — Но самое страшное — это равнодушие. Люди уже привыкли, что «благоустройство» у нас — это три дерева на квадратный километр плитки».
Продолжаем следить за тем, как идет борьба за спасение памятника архитектуры - Кокоревских складов, обреченных на уничтожение железнодорожниками. На днях мы побывали на собрании, посвященном этой проблеме.
Городская комиссия по землепользованию и застройке одобрила новую классификацию земли под небоскребы «Лахта Центр 2» и «Лахта Центр 3».
За сосновый лес Зеленогорска разворачивается борьба, которая касается не только местных жителей, но и всех петербуржцев, ценящих свои зеленые уголки. Это - часть «зеленых легких» города на Неве. Решается вопрос, погубит ли «Газпром» Зеленогорский лес?