Новости
Результаты
22.06.2025

Как спасают Шуваловский парк

Шуваловский парк появился на месте имения блистательных графов Шуваловых, получивших там земли в XVIII веке. Его тропинки помнят шаги императрицы Екатерины II. Большой дворец с каменными львами работы скульптора Матвеева, таинственная Туфовая арка, гора Парнас, давшая имя целому району, романтичные пруды. Это не музейный экспонат, а уникальный ландшафтный памятник федерального значения на севере Петербурга. В последние десятилетия он пришел в запустение. Однако силами горстки упрямых людей – Общественного совета — парк возвращает себе былую красоту.

Его спасает не чудо, а невероятное упорство объединившихся людей.

После революции усадьба графов Шуваловых сменила хозяев. Парк и дворцы отошли Научно-исследовательскому институту токов высокой частоты (НИИ ТВЧ). Какое-то время институт худо-бедно поддерживал порядок, будучи полноправным хозяином усадьбы.

Но грянули 90-е. Активы распродавались. Дворцы ушли к «Ростеху», а парк, как «бросовый актив», оказался в ведении «Росимущества». Без настоящего хозяина парк стремительно дичал и разрушался. Деревья, лишенные ухода, хирели и гибли. Дренажные канавки заиливались, превращая тропинки в болота после дождя. Архитектурные памятники, охраняемые государством на бумаге, ветшали на глазах.

Туфовая арка – уникальное сооружение из особого камня – была варварски замурована и превращена в склад горюче-смазочных материалов! Под ее историческими сводами десятилетиями стояли бочки с соляркой. Большой дворец, чьих гранитных львов работы скульптора Матвеева когда-то касалась рука императоров, медленно разрушался, его подвалы использовались то под спецсвязь, то под военные нужды.

Новые жители спальных районов Парнаса и Шувалова-Озерки воспринимали парк как «дикий лес рядом с домом». В итоге - шашлыки прямо на исторических аллеях, костры из срубленных деревьев, горы мусора. «Деревья массово рубили на дрова в костры. Это был кошмар», – вспоминает член Общественного совета Константин Юрьевич Агарков.

В 2014 году группа неравнодушных людей – краеведов, нескольких состоятельных людей, пары местных жителей и депутатов – объединилась в Общественный совет Шуваловского парка. Их девизом стало: «Давайте сделаем хоть что-то сами!»

Кто в составе совета на данный момент? Это и глава местного муниципального округа, понимающий ответственность перед жителями. Краевед и экскурсовод, проводящий экскурсии по парку. Местные предприниматели, вкладывающие в его спасение не только время, но и средства. Это просто активные жители, вроде «бабы Яги», организующей анимацию для детей. И Константин Агарков - наш сегодняшний собеседник.

Общественный совет начал с того, что было в их силах: организация субботников стала регулярной. «Когда человек участвует в субботнике — он во-первых сам бумажку не кинет, а во-вторых ещё и друга упрекнёт, если тот начнет мусорить,» - поясняет Константин. Но субботников было мало.

Совет нанимал бригады рабочих за свои средства! Расчищали завалы сучьев, прореживали бурелом, восстанавливали дренажные канавы, пытаясь вернуть парку утраченную гидрологическую систему. Понимая, что без официального статуса и городского финансирования парк не выживет, Совет начал долгую и упорную кампанию по выбиванию средств у властей. Письма, обращения, встречи. Усилия увенчались небольшим успехом: в 2018 году парк был передан с баланса Росимущества на баланс Санкт-Петербурга, под крыло Комитета по благоустройству. Это дало хоть какие-то бюджетные средства на уборку центральных аллей, но проблем решило лишь малую толику.

В одно время нашествие жука-короеда было настоящим бедствием. Оно  грозило уничтожить до трети деревьев всего за несколько лет. Совет бил тревогу. Через Комитет по благоустройству добились санитарных рубок. «Некоторые возмущались, кричали, что мы губим парк. Но если бы не эти вынужденные меры, через 5-7 лет от парка просто ничего бы не осталось», – поясняет Константин. Короед отступил.

Силами Общественного совета возродили Туфовую Арку. Уникальный памятник, десятилетиями служивший складом, был завален мусором, исторический облик был утрачен. Совет не стал ждать милости от города. За свои средства они разработали проект реставрации, прошли все круги согласований с КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры), чтобы работы велись строго по закону. Сегодня Туфовая арка – гордость парка, обязательная точка на маршруте любого посетителя. Ее даже рисуют на картинах!

Активисты быстро поняли: чтобы спасти парк, нужно изменить отношение к нему людей. Когда встал вопрос, о том, чтобы привлечь внимание всех групп людей, решили снимать короткие, яркие ролики (иногда с местными блогерами), исторические расследования (о дворцах, «холодных банях», горе Парнас), использовали потрясающие аэрофотосъемки, рассказы о флоре и фауне. Все это подавалось легко, без занудства.

Привлекли внимание медийных персон - Максим Леонидов (автор песни «Видение» - «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она»...), живущий неподалеку, стал частым гостем и участником субботников (и даже входил некоторое время в общественный совет усадьбы). Его приезд – всегда событие и повод для СМИ. Виктория Демидова и другие энтузиасты начали проводить бесплатные экскурсии по парку и усадьбе. Люди узнавали историю, проникались ценностью места, учились беречь его.

Совет наладил негласное сотрудничество с крупными районными пабликами. Им предоставляли качественный, интересный контент о парке, а они, в свою очередь, его распространяли, значительно увеличивая охват аудитории. «Если ты ведешь паблик, постоянный поиск материала – головная боль. А тут тебе дают готовый, качественный контент – ты берешь с удовольствием», – объясняет стратегию Константин Агарков. Он и его товарищи развернули масштабную просветительскую кампанию: создали и активно развивают группу ВКонтакте.

В соцсетях ими сознательно создаётся атмосфера нетерпимости к варварству. Фото «шашлычников» на исторических лужайках, раскиданный мусор – все это сопровождается комментариями, заставляющими нарушителей чувствовать себя неуютно. Но это не единственная проблема…

Совету пришлось решать и другие конфликты. Вокруг парка – несколько конюшен. Конные прогулки по живописным тропам – казалось бы, что может быть романтичней? Но... лошади вытаптывают дорожки, особенно в нижней, самой посещаемой части парка у озер, оставляют навоз на аллеях. После долгих переговоров удалось договориться о переносе основных маршрутов проката в менее уязвимую верхнюю часть парка. Боролись и с несанкционированными прокатами, и с организаторами шумных мероприятий, нарушающих покой парка-памятника.

История Большого и Малого дворцов – отдельная драма. "Ростех", получивший их в собственность, не видел в исторических зданиях коммерческой перспективы. Содержать их было дорого, приспособить под современные нужды – сложно и затратно. Город, в лице губернатора Александра Беглова, наотрез отказался брать дворцы на баланс: "Там сумасшедшие миллиарды нужны на реставрацию! На эти деньги проще построить две больницы и три детских сада. А что в них размещать? Музеев в городе и так полно". Неравнодушные люди опасались, что дворцы купит безответственный владелец.

Однако несколько лет назад дворцы все же обрели нового хозяина – крупную петербургскую строительную компанию. Новый собственник сразу заявил о серьезных намерениях: разработаны проекты комплексной реставрации. Понятно, что усадьба должна окупаться. Вроде бы как планируется открыть элитную школу. Самое спорное из предложенного новыми владельцами – предложение снести не представляющий исторической ценности советский цех 1960-х годов (не объект культурного наследия) и построить на его месте современное здание (предположительно, для апартаментов или инфраструктуры школы) с подземной парковкой. Общественный совет бдит. Они понимают необходимость развития, но требуют неукоснительного соблюдения охранных норм: новая постройка не должна превышать высоту исторических зданий, должна гармонировать с их архитектурой, а главное – подземные работы не должны повредить корни вековых деревьев и фундаменты памятников. «Смотрим, что будет», - говорит Агарков. Согласование проектов – процесс долгий и сложный, но факт начала реставрационных работ – уже победа.

Шуваловский парк – не музей под стеклом и не идеально вылизанный сад. Это живой, с красивой историей уголок Петербурга. Тенистые аллеи зовут прогуляться, у Туфовой арки фотографируются туристы, на экскурсиях запись на месяцы вперед. Парк спасен от короеда, мусорить стали заметно меньше, варварские костры – уже редкость.

Хотите увидеть возрожденную Туфовую арку, узнать расписание экскурсий, полюбоваться видами или просто поддержать тех, кто хранит парк? Заходите в группу Общественного совета Шуваловского парка ВКонтакте:

https://vk.com/shuvalovopark

Градозащита
Триста смелых
Триста смелых

29 июня у входа в парк Екатерингоф в минувшие дождливые выходные выстроилась цепь ОМОНа. Повод? Мирное собрание инициативной группы, решившей собрать подписи за организацию городского референдума - против строительства в Петербурге зданий выше 120 метров. Казалось бы, обычная гражданская инициатива. Но городские власти чего-то испугались. За происходящим наблюдал и наш корреспондент.

Подробнее...

Дом из «Красной книги» под угрозой
Дом из «Красной книги» под угрозой

У 2-го Муринского проспекта, в тени высоких домов возле Площади Мужества, стоит молчаливый свидетель послевоенного Ленинграда – здание ВНИИБ (бывший Институт бумажной промышленности). Сейчас у этого здания, которому грозит исчезновение, организовано дежурство неравнодушными петербуржцами.

Подробнее...

Рисунок как память Петербурга
Рисунок как память Петербурга

Передо мной – не просто наброски или фотографии плодов творчества. Это следы битвы и боли, карта любви к городу. Каждый рисунок, каждая открытка, каждый плакат – это адрес, в который врезалась память Петербурга и чувства художницы Людмилы Багрянской.

Подробнее...

E-mail: alalvas2020@gmail.com

VK: vk.com/club230410231

Telegram: t.me/spbpubliclife