Среди исторических объектов, которым угрожает опасность сноса в связи со строительством Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Петербург, есть Кокоревские склады. Они были построены во второй половине XIX века.
Недавно власти начали говорить о том, что их «впишут» в новый терминал, но верится в это мало. Наш корреспондент побывал на Кокоревских складах, где сейчас, кстати, расположена масса объектов малого бизнеса - кафешки, магазины...
Наш журналист провела мини-опрос среди посетителей, арендаторов и работников территории Кокоревских складов, которым грозит снос ради строительства нового вокзального терминала.
Гуляющие на территории бывших Кокоревских складов молодые люди в основном не проявляли интереса к перспективе сноса построек. Мало кто из молодежи вообще слышал про планируемые снос и постройку вокзала.
Хотя и не все. В разговоре с двумя гуляющими по территории складов студентами 23 лет оказалось, что один из них впервые слышал о планируемом строительстве, второй же оказался более осведомлен.
«Мы слышали, конечно, что собираются терминал ВСМ строить. С точки зрения инфраструктуры это тоже, конечно, проблема. Ничего, как они обещают вписать в стилистику построек, они не впишут. Скорее всего, бульдозером всё снесут, сравняют с землёй, как это принято. И построят вокзал. Конечно, обидно, что это всё снесут, но я сейчас не вижу никаких прецедентов, когда общественное мнение на что-то влияло». Молодой человек представился Даниилом, сообщил, что гуляют они здесь с друзьями где-то раз в год, но раньше гуляли довольно часто. Сам он коренной петербуржец.
Более 10 наемных работников различных кафе, магазинов, арт-пространств на территории высказались безразлично. «Ну поменяем место работы, да и всё», «В ближайшем будущем лет 5-10 этого не будет, а я ориентируюсь по факту», «Мне всё равно» - такими были ответы людей.
Но не все наемные работники магазинов так безразличны к судьбе дома на Лиговском, 50. Работницы цветочного магазина высказались вполне определенно: «Мы категорически против, потому что хотим сохранить культурное наследие нашего великого города.»
Арендаторы и администраторы школ танцев, различных курсов развития и творчества заняли иную позицию. «Наверное, есть какая-то историческая ценность у этого пространства для самой архитектуры Питера», - выразился один из них.
«Ужасно, у меня здесь офис. Здесь работают много людей, арендуют офисы тоже много людей. И в целом архитектура Питера будет разрушена. Ну, это историческое место, насколько я знаю.» - вторит ему молодая женщина, владелица одного из заведений. «Это общественное пространство, много всяких исторических построек. И полезных, и для отдыха», - поддерживает их администратор студии Got Vibes.
Итог: большинство работников магазинов, находящихся на территории складов, относятся к перспективе сноса нейтрально, готовясь просто переехать, тогда как простые горожане и часть арендаторов выступают категорически против, ссылаясь на историческую ценность места и потерю общественного пространства.
Наемных работников (офисы, логистика): преобладает нейтральное или прагматичное отношение. Историческая ценность их волнует мало. Среди владельцев малого бизнеса и представителей сферы культуры люди часто категорически против сноса, так как теряют уникальное место работы и клиентов. Они поддерживают аргумент о ценности места. Среди простых горожан и посетителей те, кто узнал о сносе и ценит место (молодежь, местные жители), — против, они ссылаются на историческую ценность и важность потери общественного пространства. Почти у всех присутствует недоверие к обещаниям властей «вписать» старые здания в новый проект. Лишь немногие (градозащитники, часть малого бизнеса) готовы открыто заявлять о своем протесте и ассоциировать с ним свое дело. Судьба Кокоревских складов волнует в первую очередь градозащитников и малый бизнес, чья деятельность напрямую зависит от сохранения этого специфического места.
29 июня у входа в парк Екатерингоф в минувшие дождливые выходные выстроилась цепь ОМОНа. Повод? Мирное собрание инициативной группы, решившей собрать подписи за организацию городского референдума - против строительства в Петербурге зданий выше 120 метров. Казалось бы, обычная гражданская инициатива. Но городские власти чего-то испугались. За происходящим наблюдал и наш корреспондент.
У 2-го Муринского проспекта, в тени высоких домов возле Площади Мужества, стоит молчаливый свидетель послевоенного Ленинграда – здание ВНИИБ (бывший Институт бумажной промышленности). Сейчас у этого здания, которому грозит исчезновение, организовано дежурство неравнодушными петербуржцами.
Передо мной – не просто наброски или фотографии плодов творчества. Это следы битвы и боли, карта любви к городу. Каждый рисунок, каждая открытка, каждый плакат – это адрес, в который врезалась память Петербурга и чувства художницы Людмилы Багрянской.