Рядом со сказочным Хогвардсом из романов про Гарри Поттера стоял Запретный лес, и никому не приходило в голову его вырубить. «Газпром» тоже хочет построить элитную школу - но для этого лес уничтожить.
За сосновый лес Зеленогорска разворачивается борьба, которая касается не только местных жителей, но и всех петербуржцев, ценящих свои зеленые уголки. Это - часть «зеленых легких» города на Неве. Решается вопрос, погубит ли «Газпром» Зеленогорский лес?
Алина, активистка группы «Лес Зеленогорска», рассказала нам о глубокой личной связи с этим местом. Для нее он – живая история семьи. Тут гулял ещё её прадед, основатель местной ветеринарной лечебницы, построивший тут же дом. Потом здесь гуляла её бабушка, а затем и она сама, ещё ребёнком, собирала шишки и любовалась раскидистыми елями. «Я рассчитывала однажды показать эти тропинки своим детям и будущим внукам. Но теперь боюсь, что они увидят только заборы и асфальт» — расстроено говорит она.
Уничтожение 28 гектаров леса стало бы не только экологической катастрофой, но и стиранием семейной памяти и общего достояния горожан. Алину, как и многих, тревожит систематическое уничтожение зеленых зон Петербурга, а в случае с Зеленогорском вопрос стоит особенно остро – почему здоровый, любимый людьми лес, место прогулок и зимних лыжных трасс, должен быть отгорожен и отдан под частную школу-пансионат?
Инициатор масштабного проекта – структура «Газпрома». Вместо леса планируется построить закрытый учебный комплекс исключительно для детей его сотрудников. И если бы только школу! Планы газового гиганта напоминают небольшой город: 24 здания учебного комплекса, включая бассейн, кинотеатр и медицинский корпус!
От некогда обширного лесного массива останутся лишь два небольших обособленных участка, условно называемых «парками» для учеников. Этакая «школа за миллиард». «Это не школа, а закрытый клуб для избранных, — отмечает Алина. — В Крестовском и на намыве такие же проекты, и туда не попасть обычным людям».
Активисты приводят веские доводы против застройки, опираясь на три аспекта. Во-первых, здравый смысл и история: ещё на советских генпланах этот участок обозначался как проектируемая зелёная зона, а не территория под застройку. В 2005 году его статус был изменён на «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) без должного обследования.
Интересно, что даже экс-губернатор Валентина Матвиенко в своё время отстояла этот лес от организаторов коттеджного посёлка, назвав идею его вырубки «безумием», однако юридический статус изменён не был.
Во-вторых, единодушное мнение общественности: публичные слушания по проекту собрали 210 участников, и все без исключения поданные голоса были против строительства. Никто не выступил в его поддержку. Аналогичные просьбы изменить статус участка на Генплане города от сотни человек были проигнорированы.
В-третьих, серьёзные юридические нарушения: проект грубо противоречит Правилам землепользования и застройки, так как школа-пансионат на 2000 учеников не предназначена для обслуживания немногочисленного местного населения (между прочим, сейчас в близлежащих домах живёт около 200 человек).Процедуры проведения изысканий и самих публичных слушаний содержали нарушения. Участок был передан «Газпрому» без торгов и по сути без реальных инвестиционных обязательств перед городом, лишь за арендную плату около 4 миллионов рублей в год. Независимые экспертизы Ботанического института РАН подтвердили наличие на территории редких видов растений и животных, что опровергает тезис о его «малой ценности» (хотя в судах этот факт не стал основанием для отмены проекта). Биологи нашли здесь виды из Красной книги — от уникальных мхов до змей. Осушение болот грозит подтоплением окрестных домов, а стройка уничтожит вековые сосны.
«Нам говорят, будто это «не лес, а территория под застройку». Но разве от бюрократической бумажки деревья перестают быть деревьями?» - возмущаются активисты.
Уже четыре года активисты ведут неравную борьбу, используя все законные методы: суды, митинги, петиции.
Короткая хроника:
2000 подписей против вырубки леса - отправлены губернатору.
Поданы 5 судебных исков — все проиграны.
210 возражений на публичных слушаниях — ни одного учтённого.
Активисты участвовали в публичных слушаниях, вносили предложения в Генплан, обращались к депутатам всех уровней, вели масштабную судебную работу. Правда, очередной иск о незаконности инвестиционного договора с «Газпромом» сталкивается с искусственными препонами при регистрации.
Ими создана активная группа ВКонтакте (более 2000 участников), проводились лыжные забеги в защиту леса. Ключевая проблема – абсолютное игнорирование диалога со стороны властей. Многочисленные предложения активистов провести круглый стол с участием общественности, правительства и «Газпрома», обсудить альтернативы, наталкиваются лишь на формальные отписки.
«Мы столкнулись со страшным злом – формализмом, отписками, отсутствием диалога и игнорированием мнения людей, – говорит Алина. - Сначала мы верили, что власти нас услышат. Но скоро поняли: против нас не люди - система».
Даже депутаты, сначала поддерживавшие защитников, теперь разводят руками: «Решение принято». Местные СМИ избегают темы.
Альтернативы уничтожению здорового леса существуют. Активисты указывают на заброшенные пионерские лагеря или менее ценные участки, чья потеря не нанесла бы такого урона экологии и горожанам. Однако власти предпочитают не замечать этих вариантов.
Несмотря на давление, на лоббирования интересов «Газпрома» на высшем уровне и трудности с освещением в крупных СМИ, активисты не сдаются. Их дальнейшие шаги включают продолжение судебных баталий, тщательное документирование процесса возможной вырубки, обмен бесценным опытом и накопленной экспертизой с другими группами в рамках Координационного совета инициативных групп Петербурга и постоянное информирование общественности. «Пусть все видят, как правительство и «Газпром» сгубили лес... Будем вспоминать поименно каждого чиновника» - говорят они.
«Когда идёшь по этим тропам, понимаешь: это не просто деревья. Это память, воздух, детство. Мы не отдадим лес без боя. Люди настроены решительно», - подчеркивает Алина. И это, по ее словам, не только проблема Зеленогорска, это проблема Петербурга.
P.S. В ближайшее время активисты снова идут в суд. На этот раз — в Верховный. Будем следить за развитием событий.
Что делать, если вы хотите помочь сохранить лес?- Подписаться на группу активистов. https://vk.com/zelenogorsk_forest
- Рассказать историю друзьям.
- Выйти на субботник или лыжную прогулку против вырубки — пока лес ещё жив.
Продолжаем следить за тем, как идет борьба за спасение памятника архитектуры - Кокоревских складов, обреченных на уничтожение железнодорожниками. На днях мы побывали на собрании, посвященном этой проблеме.
Городская комиссия по землепользованию и застройке одобрила новую классификацию земли под небоскребы «Лахта Центр 2» и «Лахта Центр 3».
За сосновый лес Зеленогорска разворачивается борьба, которая касается не только местных жителей, но и всех петербуржцев, ценящих свои зеленые уголки. Это - часть «зеленых легких» города на Неве. Решается вопрос, погубит ли «Газпром» Зеленогорский лес?