Новости
Экология
11.08.2025

«Советский проект» против «зеленых легких» Петербурга. Удельный лесопарк под угрозой из-за новой трассы

Жители северных районов Петербурга бьют тревогу: планы строительства скоростной автомобильной магистрали М-7 грозят нанести непоправимый ущерб уникальной природной территории и объекту культурного наследия.

Строительство скоростной магистрали М7 в Санкт-Петербурге грозит уничтожением части Удельного парка - уникальной зеленой зоны, где обитают белки, ежи, дятлы, совы и десятки видов птиц, в том числе занесенных в Красную книгу. Борьба за спасение Удельного лесопарка в Санкт-Петербурге сейчас вышла на новый виток.

«Если туда зайдет строительная техника, парка уже не станет. Она уничтожит и растения, и ёжиков, всех птиц», – приводят аргументы защитники парка. Они описывают уникальную экосистему: белки, подходящие к людям, ежи, гуляющие днем, дятлы, совы. Отношение посетителей к парку бережное, вандализма почти нет, животные не боятся людей. Нижнюю часть парка можно сравнить с заповедником. Экосистема обеспечивает себя сама.

Ключевая проблема, по словам активистов, в том, что критическая для парка полоса земли вдоль железной дороги официально не включена в территорию зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) и не имеет статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ), несмотря на более 750 разнообразных видов живых организмом, в том числе краснокнижных.

Власти, отвечая на протесты, формально заявляют, что «строительство магистрали в границах Удельного парка не планируется», хотя на плане проекта ясно видно, как трасса разрежет лесопарк пополам.

Власти планируют проложить трассу вдоль железной дороги, формально не затрагивая территорию парка, но фактически - через его экологически ценную часть.

«Это циничное неуважение к жизни как таковой, – характеризуют тактику чиновников защитники парка. - Шум и выхлопы от трассы сделают невозможным существование многих видов животных, а корневая система деревьев пострадает даже при прокладке тоннеля под парком. Строительство приведет к шумовому и химическому загрязнению, сделав лесопарк менее пригодным для отдыха и жизни растений и животных». Они отмечают, что «власти продолжают говорить, будто все будет по закону», игнорируя тысячи подписей горожан и даже не вступая в диалог.

«Никому по сути не нужна эта трасса… как они планируют ездить? - говорит одна из активистов. - Беглов говорит, что мы должны освободить старый центр от личного транспорта, но одной из конечных точек трассы М7 будет Таврическая улица. Предполагается, что трасса будет шестиполосная, значит, с трех полос она будет как-то собирать машины и приезжать они будут в центр, где все улочки узкие и маленькие. И вот после того, как машины попадают на Таврическую в центр, куда они поедут? Как? Я задавала этот вопрос, в том числе на слушаниях, но мне давали размазанные непонятные ответы не по теме. По существу мне ничего не отвечали».

Угроза строительства висит над парком давно. Сам проект впервые обсуждали еще при советской власти. Активисты указывают, что активное обсуждение возобновилось с 2013 года, а сопротивление жителей ведется десятилетиями – «еще мама сопротивлялась». Главный аргумент властей – трасса предусмотрена Генеральным планом города, утверждённым в 1960-х годах в СССР. Однако защитники парка парируют: в 60-е годы парк был значительно больше, не было стадиона «Зенит», «Капитолия» и другой застройки, но эти изменения почему-то никого не интересуют. Выборочное следование советскому генплану выглядит лицемерным.

Активисты видят в проекте прежде всего коммерческие интересы: «Мы все понимаем, что это финансовый проект, под который они возьмут у ВТБ деньги... На этом проекте все заработают: строительные компании, проектировщики, чиновники получат откаты. У нас будет еще одна дорога... А потом мы, жители, будем эти деньги отдавать».

Активисты связывают стройку с хаотичной застройкой города: промышленные зоны сносятся под жилье, уплотняется население,а потом под предлогом решения транспортных проблем («по головам тех, кто тут уже живет») проталкиваются дорожные проекты вроде М-7. «Стратегического планирования нет. Застройщики и олигархи просто хапают друг у друга земельные участки за деньги, создают проблему и... начинают решать проблему новообразованную. Нужно остановить вот эту незапланированную застройку и думать масштабно. Знаете, еще какая интересная ситуация? У нас председатель комитета по градостроительству и архитектуре, согласно законодательству, не имеет права им быть, потому что это гражданка Киселева Юлия Евгеньевна, которая не является главным архитектором. Быть председателем КГА может быть только главный архитектор. А главный архитектор - это ее зам. Возможно так сделано специально: если что-то пойдет не так, чтобы можно было соскочить с ответственности!»

Даже если часть трассы будет проходить по краю или в тоннеле, активисты не верят в сохранность парка: «Процесс стройки парк уничтожит. Его уже не будет, если туда будет заходить строительная техника». Они категорически отвергают заявления о возможном тоннеле, указывая, что власти упорно отказываются вернуть спорную полосу в состав ЗНОП, а строительство тоннелей в петербургских грунтах – сложный и дорогой процесс.

«Это попросту будет экономически невыгодно» - говорит одна из работниц в фирме строительной компании. Общественные слушания по генплану в 2023 году, по словам активистов, прошли «под шумок», когда о них знали лишь узкий круг вовлеченных граждан. На апрельские слушания 2025 года было подано 331 обращение по Удельному парку из 3000 по городу, т. е. более 10% от общей численности, но ответов от КГА не последовало. Официальных экологических экспертиз по проекту нет, так как нет и самого проекта (чем власти формально отписываются). На запросы о проведенном анализе экономической эффективности, обосновывающем именно эту трассировку (ведь «другое расположение экономически неэффективно», по словам властей), активисты также не получают внятных ответов. Альтернативные маршруты властями не предлагаются.

Борьба продолжается годами. В 2023 году активисты собрали 15 тысяч подписей  против трассы и требовали встречи с губернатором, но получили лишь отписку и общение с заместителем по видеосвязи.

Что ждет лесопарк впереди? Пока власти, ссылаясь на советский генплан и обещая «соблюдение закона», выдают распоряжения о подготовке проектов планировки территории под трассу (шесть распоряжений КГА от 02.06.2025). Защитники Удельного парка и других зеленых зон, которым угрожает М-7 (Парк Лесотехнической академии, скверы), готовы продолжать борьбу, собирать подписи, направлять обращения вплоть до Администрации Президента и Уполномоченным по правам ребенка, надеясь спасти «легкие города» и уникальную экосистему от уничтожения ради сомнительного транспортного проекта. Судьба парка висит на волоске. Парк фактически перестанет существовать как природная зона. Жители близлежащих районов столкнутся с ухудшением экологии и качества жизни, а прецедент позволит властям и дальше игнорировать мнение горожан в угоду застройщикам.

Сейчас сбор подписей продолжается по воскресеньям на танцплощадке в Удельном парке. За полтора месяца было подано 170 обращений к Президенту РФ. Активисты призывают каждого неравнодушного гражданина потратить 5-10 минут на отправку обращений: «Если каждый даст знать, что он против, мы изменим эту ситуацию». Они также требуют в целом остановить хаотичную застройку и вернуться к стратегическому планированию развития города.

Градозащита
Кокоревские склады: в борьбу включается малый бизнес
Кокоревские склады: в борьбу включается малый бизнес

Продолжаем следить за тем, как идет борьба за спасение памятника архитектуры - Кокоревских складов, обреченных на уничтожение железнодорожниками. На днях мы побывали на собрании, посвященном этой проблеме.

Подробнее...

Под газпромовские «фаллосы» меняют законодательство
Под газпромовские «фаллосы» меняют законодательство

Городская комиссия по землепользованию и застройке одобрила новую классификацию земли под небоскребы «Лахта Центр 2» и «Лахта Центр 3».

Подробнее...

Хогвардс наоборот
Хогвардс наоборот

За сосновый лес Зеленогорска разворачивается борьба, которая касается не только местных жителей, но и всех петербуржцев, ценящих свои зеленые уголки. Это - часть «зеленых легких» города на Неве. Решается вопрос, погубит ли «Газпром» Зеленогорский лес?

Подробнее...

E-mail: alalvas2020@gmail.com

VK: vk.com/club230410231

Telegram: t.me/spbpubliclife