Общественность Санкт-Петербурга подвела горькие итоги года, вручив антипремию «Непочетный гражданин Петербурга-2025». Более тысячи петербуржцев приняли участие в этом символическом голосовании, организованном Координационным советом инициативных групп, чтобы указать на тех, чьи действия наносят наибольший ущерб историческому облику, экологии и культурному наследию города.
Лауреаты вместо традиционных статуэток получили трехрогие вилы – мрачный символ, каждый зубец которого олицетворяет башню «Газпрома», а все вместе – «вилы», которыми, по мнению организаторов, кромсается тело Северной столицы.
Высшую «награду» «Главный землекоп» единодушно присудили председателю правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру. В обвинительном списке - уничтожение Охтинского мыса, начавшееся ровно год назад, агрессивное продвижение новых газпромовских небоскребов - двух башен, вдвое превышающих высоту «Лахта Центра», которые навсегда изменят знаменитые панорамы города и застроят территорию, десятилетиями используемую петербуржцами в Лахте. Наконец, угроза Зеленогорскому лесу: подготовка к уничтожению реликтового леса под строительство базы «Газпрома».
Также были присвоены «знаки отличия» и в других номинациях:
«Эксперт»: Виктор Сахновский. Автор повторной экспертизы по Фарфоровскому мосту, уникальному путепроводу. Обвиняется в кардинальной смене мнения в ходе судебного процесса: от признания безусловной ценности объекта до заключения об ее отсутствии, что фактически предрешило снос моста. Упрекается в «ветрености» и работе в интересах заказчика-истца.«Чиновник»: Николай Линченко (вице-губернатор по строительству). Назван лоббистом московских застройщиков. Обвиняется в использовании административного ресурса для вывода исторических зданий из-под охраны и их последующего сноса.«Благоустроитель»: Лариса Канунникова (экс-зам. председателя Комитета по благоустройству). Стала олицетворением скандального «благоустройства»: уничтожение зелени в парках и садах, масштабные вырубки, «санитарные обрезки» под корень, тотальное бетонирование территорий. Продвигает создание «плиточных полей» на месте зеленых зон. «Душегуб подлинности»: Павел Матвеев. Собственник объекта культурного наследия «Дача Шауба» в стиле модерн. Обвиняется в доведении памятника до аварийного состояния. Памятник на грани полного обрушения при попустительстве КГИОП. Открыто заявляет о намеренном уничтожении ОКН и хвастается связями, обеспечивающими безнаказанность. «Застройщик» : Компании «Суар-Групп» и «КВС». Эта номинация вызвала самый активный интерес голосующих. «Суар-Групп» ведет стройку с захватом части зоны ЗНОП сада Ивана Фомина, массовым сносом зеленых насаждений и работами на границе береговой линии пруда. «КВС» (Сергей Ярошенко) в 2023 году наполовину уничтожили ценнейшее здание НИЦ Ракетных войск и артиллерии на Хрустальной ул., 1, а также соседнее довоенное административное здание с зеленой зоной. Глава «КВС» также обвиняется в уничтожении реликтовых деревьев при строительстве собственного дома в охраняемой зоне у пляжа «Белая гора» в Сестрорецке.
Присуждение «Непочетного гражданина Петербурга» – это не просто горькая ирония. Это документированный акт гражданского осуждения тех, кто, обладая властью, деньгами или влиянием, сознательно разрушает уникальную среду города. Трехрогие вилы – символ не только «Газпрома», но и той троицы бед, что нависли над Петербургом: бездумная застройка, уничтожение наследия и тотальное «благоустройство», убивающее зелень.
Голоса тысячи петербуржцев – это вопрос, адресованный властям и обществу: каким мы хотим видеть Петербург завтра? Городом-музеем под открытым небом или «муравейником», созданным из стеклянных коробок на бетонных пустырях?
29 июня у входа в парк Екатерингоф в минувшие дождливые выходные выстроилась цепь ОМОНа. Повод? Мирное собрание инициативной группы, решившей собрать подписи за организацию городского референдума - против строительства в Петербурге зданий выше 120 метров. Казалось бы, обычная гражданская инициатива. Но городские власти чего-то испугались. За происходящим наблюдал и наш корреспондент.
У 2-го Муринского проспекта, в тени высоких домов возле Площади Мужества, стоит молчаливый свидетель послевоенного Ленинграда – здание ВНИИБ (бывший Институт бумажной промышленности). Сейчас у этого здания, которому грозит исчезновение, организовано дежурство неравнодушными петербуржцами.
Передо мной – не просто наброски или фотографии плодов творчества. Это следы битвы и боли, карта любви к городу. Каждый рисунок, каждая открытка, каждый плакат – это адрес, в который врезалась память Петербурга и чувства художницы Людмилы Багрянской.