На пресс-конференции защитники здания ВНИИБ потребовали отставки Беглова и объявили о начале новой волны борьбы за Петербург.
На мероприятии побывал наш корреспондент. Снос здания Всесоюзного научно-исследовательского института бумаги (ВНИИБ) на 2-м Муринском проспекте, 49 активисты называют «актом вандализма в святочную неделю». Мероприятие собрало градозащитников, юристов, политологов и просто горожан, вышедших 8 января на стихийную защиту исторического здания. Встреча стала точкой сборки для нового этапа борьбы за город.Эпопея защиты здания ВНИИБ — эталон того, как в современном Петербурге низвергается любая законность. Как рассказал один из главных защитников, Александр Николаевич Алоханов, активисты за эти годы провели около 80 народных сходов, шесть лет вели судебные тяжбы с привлечением опытных юристов, обращались во все инстанции — от районной прокуратуры до председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина. «Мы выполняли все законодательные нормы, судились грамотно. Результат — снос», — констатировал Алоханов.

Он подчеркнул, что здание, находившееся в федеральной собственности, было незаконно приватизировано, а затем выкуплено застройщиком по заниженной цене. Следствие по факту незаконной приватизации, переданное в отдел по особо важным делам, пять лет «пылилось» без движения. Ответ чиновников на обращения был таким: «Много таких зданий, которые мы вот так охраняем, а они потом разрушаются».Утро 8 января, когда к зданию подогнали технику, стало переломным моментом. На место стихийно стали собираться горожане. Как рассказал активист Кирилл, один из задержанных при защите этого дома, это было уникальное объединение: «Глубинный народ с людьми интеллигентского толка».
Однако мирное сопротивление было встречено жёстко. Для охраны сноса были наняты агрессивно настроенные лица, в том числе мигранты, которые, по словам участников, были пьяны и открыто говорили, что получили по 4000 рублей «за работу». Полиция вначале оставалась в стороне, но когда людям удалось прорвать оцепление и подобраться к экскаватору, в дело вступил спецполк ГУВД. Начались массовые задержания.«Нас задерживал человек в штатском, который просто тыкал пальцем: «Забирайте его!», — поделился активист Александр. Всего было задержано более десяти человек, многие получили административные аресты на срок до семи суток. В отношении одного из защитников, Антона Глухова, было возбуждено уголовное дело по статье о хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Ему грозит до семи лет лишения свободы.Участники конференции сошлись в едином мнении, что нужны новые форматы и тактики защиты города. Была выдвинута идея создания местных градозащитных сообществ-дружин в каждом районе. Они будут оперативно реагировать, поддерживать друг друга и вести просветительскую работу среди соседей.

Поскольку реальные митинги в городе запрещены «из-за ковида», активисты анонсировали виртуальный «Градозащитный марш» по Невскому проспекту, созданный с помощью искусственного интеллекта. Фотографии участников будут анимированы, чтобы создать эффект массового шествия без риска задержаний. Звучали предложения не ограничиваться критикой губернатора Беглова, а публично называть имена исполнителей — экспертов, подписавших сомнительные заключения, чиновников, голосовавших за снятие охраны. Цель этого предложения - создать для них репутационные риски (а у них есть «репутация»? - ред). Уже сейчас, по мнению некоторых участников, нужно готовиться к защите следующих объектов — в том числе школы им. Берггольц. Необходимо заранее готовить правовые позиции и публичную кампанию.Один из активистов от имени жителей Лесной и площади Мужества публично призвал губернатора Александра Беглова уйти в добровольную отставку. «Мы надеемся, что придёт человек, который будет понимать, что такое культурная столица России», — заявил он.
Участники также считают, что необходимо требовать отмены механизма КРТ (комплексного развития территорий), который, по их мнению, является лишь прикрытием для уплотнительной застройки и выселения людей.
Несмотря ни на что, выступления участников пронизывает надежда. Активисты подчёркивают, что снос ВНИИБ стал точкой кристаллизации городского сопротивления. «Ситуация вышла на более высокий уровень. Теперь меня спрашивают соседи, которые никогда ничем не интересовались: «Что за беспредел творится в нашем городе?» — отметил один из участников.Итогом пресс-конференции стало не подведение черты, а объявление о начале более масштабной, организованной борьбы. Потеря ВНИИБ показала градозащитному сообществу Петербурга, что старые методы уже не так действенны. И теперь в ход идут цифровые технологии, сетевые структуры и публичная повестка. «Отбоя не было. Борьба продолжается» - вот что стало главной мыслью всего собрания.
С 15 октября в Санкт-Петербурге ввели так называемый дифференцированный тариф на платную парковку, согласно которому стоимость часа увеличивается почти вчетверо.
Один из тех жителей Санкт-Петербурга, кто не боится открыто высказывать в соцсетях и на различных мероприятиях свое мнение по самым острым проблемам жизни города — активист Ярослав Костров. Наш корреспондент встретился с ним, чтобы узнать: есть ли сегодня смысл бороться за права горожан? Можно ли в этой борьбе чего-то достичь?
Всего месяц назад мы писали о том, насколько халтурно был проведен завершенный весной проект масштабного благоустройства пляжей «Дюны» и «Ласковый» в Курортном районе Санкт-Петербурга.
Утро, запах скошенной травы, старые дубы шумят листвой, а на скамейках у подъезда соседи перебрасывались парой слов. Дети гоняют мяч, малыши карабкаются на любимое «лазательное» дерево. Таким был двор у молодой мамы Софии на Проспекте Славы, 12. Место, где она выросла, куда привела своих детей. Место, которое однажды… начало исчезать.